Авария «Космического почтальона». Почему запуск «Метеора-М» завершился провалом

Так называемая космическая эра славится множеством запусков в космос, начиная от первого спутника, созданного Советским Союзом до последних нанотехнологических аппаратов. За всё время космической истории случались как успехи, так и неудачи. В данной статье мы разберём один из последних на этот момент неудачных случаев запуска аппаратов.

Совсем недавно с космодрома «Восточный» был запущен один аппарат, но случилась беда: он не сумел выйти на орбиту. Произошла авария, и 19 спутников, установленных на «Метеоре-М», были потеряны.

Вчера со всем известного космодрома «Восточный» запустили ракету-носитель Союз-2,1б» вместе с разгонным блоком «Фрегат». Этот комплекс запустили ещё в 8:41 по Москве. В качестве полезной нагрузки «Союза» выступили гидрометеорологический спутник «Метеор-М» №2-1», а ещё студенческий спутник «Бауманец-2» и как российские, так и зарубежные наноспутники всевозможных наименований. Однако, запуск потерпел неудачу. Разгонный блок по каким-то причинам не выполнил должных функций, а точнее не смог вывести спутники на расчётную орбиту.

Авария «Космического почтальона». Почему запуск «Метеора-М» завершился провалом

«Метеор-М № 2-1» представлен основной нагрузкой весом в 2800 кг. Остальные же спутники исполняют роль попутной нагрузки. Данные аппараты добавили «в нагрузку» для коммерческой выгоды. Спутники требовалось вывести на разные орбиты, и эта задача была возложена на разгонный блок, известный всем как «Фрегат». Если говорить более понятным языком, ракета-носитель специализирована на выводе в космическую среду на переходную орбиту специального аппарата, называемого разгонным блоком. Он оборудован своими двигателями, и на нём установлен механизм отделения полезной нагрузки.

Включение разгонного блока происходит уже в космической среде, а именно на переходной орбите. У него свой двигатель, требуемый для доставки спутников на назначенную орбиту. Как только он достигает орбиты, запускается активация механизма отделения, и спутник сбрасывается на назначенную орбиту, а далее разгонный блок направляется дальше, к очередной орбите. «Фрегат» является единственным во всём мире разгонным блоком, выводящим спутники на 3 разные орбиты, ведь это в техническом плане весьма сложно. Данный аппарат напоминает космического почтальона, который разносит полезную нагрузку в виде спутников прямо по назначенным адресам, то есть на определённые орбиты.

В этот раз всё должно было произойти так же. «Фрегату» после отделения от 3-ей ступени ракеты необходимо было достигнуть орбиты «Метеора-М», произвести его выпуск, а затем высадить оставшиеся спутники на 2-х орбитах. По окончанию ему необходимо было свести самого себя с орбиты и упасть на Землю, прямо в Тихий океан. Но, к сожалению, «Метеора-М» не было в нужном месте, и с ним не могли связаться. А затем поступили сообщения, что разгонный блок даже упал вместе со спутниками прямо в океанические просторы. Что же там случилось?

Первые отчёты говорят, что ракета выполнила свои задачи штатно. Разгонный блок в назначенное время оказался на требуемой переходной орбите. Но далее что-то произошло и сорвало всю операцию. Специалисты лишь предполагают, но вариантов здесь немного. К примеру, это могло быть вследствие возникновения неполадок технического характера в самом устройстве «Фрегата». Ещё это могли быть проблем в программном обеспечении. Кто-то говорит, что имеет место быть неправильное выведение, но все официальные источники успокаивают, что вывод блока прошёл успешно.

На «Фрегате»

«Фрегат» принято считать поразительно сложным, но в то же время очень надёжным устройством. Ещё с 2000 г. было осуществлено уже 58 запусков с применением таких устройств, и лишь один из них потерпел неудачу. «Фрегат» уникален в плане своих характеристик, и создатели отлично постарались над обеспечением его надёжности. Ведь устройство это способно пребывать в космической среде свыше двух суток, хоть и редкие пуски запрашивают свыше 6 ч. работы. Он способен к включению двигателей до 7 раз, хоть это отнюдь не всегда нужно, ведь обычно достаточно лишь максимум 3-х раз. Он оснащён собственной системой ориентации в пространстве и огромным числом специальных алгоритмов, предназначенных для преодоления нештатных ситуаций.

Авария «Космического почтальона». Почему запуск «Метеора-М» завершился провалом

По какой же причине «Фрегат» с 2-мя спутниками «Галилео» из Европы в 2014 г. не сумел справиться с собственной миссией? Причины этого точно непонятны ныне, но большее число специалистов сходятся во мнении, что тогда был виноват человек, а не техника. Некорректная работа могла быть вызвана ошибками в программном обеспечении и неправильной программой действий аппарата.

Ещё не опубликованы официальные данные касательно этого, но есть вероятность, что и в нынешней ситуации катастрофа произошла по вине программы и человека. В сообщениях о падении разгонного блока в Якутии как раз и говорят о таких факторах. Если его вывели на переходную орбиту правильно, даже при не включенных двигателях не мог сойти с орбиты и падать столь быстро. Это уместно лишь тогда, когда запустилась работа двигателя блока, который направил «Фрегат» не на нужную орбиту, а в обратную сторону, к Земле. Это могло произойти лишь из-за ошибки в программе работы блока. К сожалению, человеческий фактор здесь тоже сыграл своё, ведь именно человек часто становится виновным в авариях.

Имеются и дополнительные сведения. Данные эти ещё не нашли своего подтверждения, но говорят, что проблемы работы блока начались почти мгновенно. В конце же 1-ой зоны видимости он уже стал падать. В то же время бортовая цифровая вычислительная машина выполняла свои функции в штатном режиме. Проблема же, вероятнее всего, заключается в двигательной установке блока или же в его ориентационной системе. Иными словами, блок принялся за разгон самого себя в неправильном направлении.

Колоссальные потери

Как мы и сказали выше, в результате аварии было потеряно множество спутников. Главной потерей здесь является «Метеор-М 2-1», представленный как метеорологический спутник. Он представляет собой второй аппарат, относящийся к о второй серии «Метеоров». В общей сложности их всего три. Третий же, как планировалось, запустят лишь в первой половине следующего года. Первый же уже как 3 года работает в штатном режиме. Данные аппараты применяются в целях получения прогноза погоды, контроля за озоновым слоем, радиационной обстановкой вблизи Земли, а ещё для мониторинга поверхности моря, в том числе ледовой обстановки.

Авария «Космического почтальона». Почему запуск «Метеора-М» завершился провалом

Оставшиеся же спутники запускали для студентов «Бауманца-2» и коммерческих заказчиков из России и зарубежья. В аварийном масштабе наноспутники обычно не такие дорогие в сравнении с основной нагрузкой. Вся же полезная нагрузка обязательным образом подпадает под страхование.

Вот неудача!

К сожалению, мечта в плане запуска аппарата не сбылась. Организаторы ведь так желали закончить данный год без всякой аварии. В последнее время всё же аварийных ситуаций касательно ракет-носителей и прочих космических аппаратов наблюдается меньше. Таким образом, была возможность идеально закончить этот год, оценив его на 5+. Но это не осуществилось.

Можно порадоваться здесь тому, что сам запуск осуществлён должным образом. Ракета сделала своё дело, и это уже огромный плюс. Ныне же наступило время выявить причины аварии и поработать над собственными ошибками. Но всё же весьма обидная ситуация вышла, ведь такое внимание приковали ко второму запуску с «Восточного», а тут такой печальный конец. Ну, как говорится, за 1 битый спутник 2-х небитых дают.

29 ноября 2017
Категория: 
Оставить комментарий
Ваш комментарий
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.

Другие материалы из категории Запуск ракет

В "Роскосмосе" заявили, что не исключают такого разворота событий, при котором Международная космическая станция окажется без экипажа. Тем не менее будет...

12 октября 2018

После аварии ракеты-носителя "Союз-ФГ" во время старта с Байконура, главный вопрос касается, конечно же, физического состояния Алексея Овчинина и Ника Хейга,...

11 октября 2018

Старт ракеты-носителя "Союз-ФГ" с транспортным пилотируемым кораблем "Союз МС-10" с площадки космодрома Байконур завершился аварией. На борту летательного...

11 октября 2018