Славянская демонология
Славянская демонология очень интересна тем, что в ее представлении демоны выглядят иначе и не всегда являются злыми существами. Многие мифические персонажи у славян считались нейтральными — ни добрыми, ни злыми. Славяне описывали демонов особенно, очень интересно и необычно. А данной статье представлены самые яркие славянские демоны, которых другие народы мира представляли себе иначе либо вообще о них не знали.
Упыри
Славянских упырей можно сравнивать скорее с современными зомби, чем с вампирами. Особенно много мифов о упырях ходило на Украине. Данное демоническое существо являлось не только жутким кровопийцей, но и проклятым мертвецом.
Упырями становились умершие колдуны, злодеи и люди, в которых при жизни находились бесы. Это своего рода проклятие считалось самой страшной карой за злодеяния, которые человек осуществлял при жизни. Простые люди упырей боялись как никого другого.
Колдунов и грешников зачастую хоронили подальше от поселения, отдельно от верующих и праведников. Считалось, что такие люди периодически могут вставать из могилы, превращаясь в кровожадных упырей. Ночами они нападали на скот и людей, выпивали их кровь или съедали (в различных легендах это происходило по-разному). Упырей всегда описывали как существ крайне безобразных: полуразложившиеся трупы, издающие холодящий кровь стон, быстро передвигающиеся и жестокие. Проще говоря, упырь — специфическая смесь вампира и зомби.
Упырей можно было убить только осиновым колом, причем для этого его не обязательно загонять демону в сердце. К слову, о серебре, которое в европейских легендах якобы отгоняет вампиров, в славянской демонологии не упоминается. Кроме этого, в некоторых легендах описывается, что упырем может являться обычный живой человек, в которого вселилась нечисть. Такого упыря можно было распознать по красному лицу, так как люди считали, что оно приобретает такой цвет из-за выпитой существом крови.
Иван Франко в этнографической заметке описывал, что в 30-х годах девятнадцатого века в небольшом поселке Нагуевичи людей протаскивали через костер, считая их упырями.
Двоедушник
Характеристику данного существа полностью раскрывает его название. Двоедушником называли человека с двумя душами. Одна из его душ была доброй, праведной. Вторая — демонической, злостной, властной. К слову, число «2» у славян считалось магическим, обладающим сверхъестественной силой.
Двоедушник днем жил жизнью нормального среднестатистического человека того времени. Ночью он спал, как и все люди, но особым крепким сном. Считалось, что разбудить его ночью невозможно, так как его вторая душа покидала тело и совершала злодеяния. Она принимала обличье животного, преимущественно зайца либо коня.
Славяне верили, что после смерти двоедушника одна из его душ (светлая) отправляется на тот свет, а вторая (демоническая) превращается в упыря. Двоедушники никому ничего особенно плохого не делали, пока их не тревожили. Если при встрече двоедушника оскорбить или обидеть, он мог убить с помощью своей силы или силы ветра, которой владел. Отомстить двоедушнику можно было только одним способом: во время сна перевернуть его головой на то место, где располагались ноги. После этого он проснется и зачахнет на срок не менее двух недель.
Данное существо не считали опасным для человека, так как ничего плохого оно просто так не совершало. Хорошим его тоже назвать сложно, так как в нем находится демоническая сущность. Иногда к двоедушникам обращались за помощью. Этого демонического персонажа можно сравнить с современным оборотнем.
Больше всего упоминаний о двоедушнике ходит в Карпатах. Там его по сей день называют ветрянником, так как основной его способностью является управление ветром. Двоедушники могли менять погоду: вызывать либо прогонять дождь, например.
Бадзула
Данный демонический дух делал из обычного человека бродягу и пьяницу. Бадзула долго бродила по дорогам, подыскивая себе жертву. К слову, этим демоном являлась преимущественно женщина в лохмотьях, несимпатичная и откровенно противная. Ближе к зиме демон старался прицепиться к кому-то, кто ей покажется морально слабым.
Цепляясь к прохожему, бадзула подстрекала его потратить все деньги, имеющиеся при нем. Славяне, которые верили в данную нечисть, перед зимой старались не пускать посторонних людей в дом. Особенно остерегались незнакомок, так как считали, что их облик может носить бадзула. Если она попадала в дом, семья быстро беднела и распадалась.
Мужчины часто пользовались данным демоном, списывая на него все свои проделки. Кстати, очень удобно. Напившись в кабаке и спустивши все деньги, можно было свернуть все на нечисть, которая якобы заставила это сделать. К слову, данный демон является еще одним примером нейтральных персонажей славянской демонологии. Его нельзя назвать особо опасным либо жестоким. Сильный духом человек мог отмахнуться от него и не поддаться его влиянию.
Болотница
Следует сказать сразу, что болотницу нельзя путать с русалкой. Это совершенно отдельный и самостоятельный демонический персонаж. Отличительной чертой болотницы являлась внешность: верхняя ее половина была прекрасной девушкой, а внизу находились ужасные гусиные ноги. Поэтому болотницы часто изображались по пояс в воде, так как считалось, что именно так они заманивали своих жертв. Кроме болот, болотницы могли поджидать жертву, сидя на кувшинке, поджав под себя ноги.
Этот славянский демон заманивал людей плачем, прикидываясь страдающей от несчастной любви девушкой. Кто решался пойти утешить болотницу, того она затаскивала в болото и отдавала своему бужу — болотнику. Болотницей, как считалось, становились молодые девушки, утонувшие в болотах, либо те, чье тело оказывалось в болоте после смерти.
Несмотря на отвратительное название, эти демоницы считались одними из самых красивых в славянской демонологии. Они были красивее русалок, которые, в свою очередь, обладали практически прозрачным телом, зелеными волосами и аналогичной по цвету кожей. Болотницы выглядели как настоящие живые женщины с белой бархатной кожей и черными волосами. Летними ночами они предпочитали выходить на полянки, освещенные лунным светом. Хозяйки болот отличались привлекательной гипнотизирующей улыбкой и пронзительным незабываемым голосом.
Славяне называли болотницу хозяйкой болота несмотря на то, что у болотника таких женщин может быть достаточно много. Считалось, что на каждом болоте сидит своя болотница. Данные существа заманивали людей быстрее, чем русалки и мавки, которые, как известно, пели. Эта же нечисть давила на жалось, что особенно часто срабатывало с мужчинами. К слову, мавки — это еще один интересный славянский демон из рода лесных жителей-утопленниц. Мавка имела привлекательную человечную внешность и длинные волосы, которые скрывали прогнившую спину.