Звучание Млечного пути похоже на джаз
Марк Хайер, являющийся работником Массачусетского университета в Амхерсте, Северная Америка, заинтересовался вопросом звучания Млечного пути, в частности, попытался понять, что представляет из себя данный феномен. Исследователь уделил время новому эксперименту, в ходе которого записал целую мелодию, "играющую" во время движения нашей галактики по своей траектории. Если верить музыкальному астроному, космическая композиция прилично напоминает джаз и совсем не мучит слух, как могли бы подумать люди, считающие, что создавать красивые треки способен только человек.
"Вскоре мне удалось получить определённый алгоритм, отлично подходящий для такой работы и сыгравший ключевую роль в моей затее. Эта концепция показывает газовые перемещения в дисковом составе галактики с Солнечной системой и Землёй в виде всем известных нот. Музыкальные звуки являются непосредственным отражением скорости газообразных частиц, циркулирующих в середине Млечного пути. При помощи несколько нетрадиционного инструмента у нас появилась возможность слышать галактическое движение в музыкальном формате. Жанр космической музыки можно смело назвать джазом. Подобное звучание, конечно, отличается то того, что сочиняют музыканты, однако его тоже вполне приятно слушать", — рассказал Хайер.
Однако сказать, что музыкально-космическая работа далась Марку легко, определённо нельзя. Учёный, использовавший звукоряд пентатонической направленности, занимался сборкой данных наблюдений, которые велись через радиотелескопы целых двадцать лет, после чего тщательно выбирал самую ценную информацию, преобразовав её в ноты и музыкальные инструменты. По словам Хайера, такая занятость оказалась весьма хлопотной и многогранной: понадобились знания астрономии, музыки и содействие со стороны программиста.
Межзвёздные газы имеют три формы: атомарную, ионизированную и молекулярную. При этом их движение имеет определённые направления — от нас или к нам. На основе спектров Марк и трансформировал газовые формы в разные инструменты. Учёный задействовал коробочки, сделанные из дерева и часто называющиеся «вуд-блоками», фортепиано для газа молекулярного вида, бас-гитару акустического формата для атомарного и саксофон для ионизированного. Высокие ноты становились доказательством, что газовый поток идёт к нам, а низкие указывали на газ, движущийся в противоположном направлении. Те же ноты, которые отличались приличной длительностью, подчёркивали более активные линии эмиссионного характера.
"В данном случае мы можем говорить о любом из музыкальных сеансов, предоставленных линиями на специальной карте, в отдельности, поскольку каждый из них отвечают за какие-то особые моменты. Сеансы показывают, в каком направлении и в какое время двигался телескоп в рамках наших наблюдений. При этом вдоль линий находятся и кружочки, главной задачей которых является выдача данных о расположении отвечающего за прозвучавшие ноты газа в галактическом пространстве", — углубил Хайер в механизм своего эксперимента.
Прежде американские исследователи продолжили проект Национального космического агенства, получивший название "Звуки Земли". В 1977 году астрономы-композиторы из NASA записали мелодии специально для представителей внеземной цивилизации и отправили нестандартный материал в космос на спутнике. В ходе новой работы в том же направлении у экспертов появилось мнение, что инопланетяне смогли бы оценить треки землян, которые, в свою очередь, имеют все шансы на понимание их стиля музицирования.