Советские луноходы: что вы точно не знали

Советские луноходы: что вы точно не знали

Ещё 17 ноября 1970 года автоматической станцией «Луна-17» на Луну был доставлен, на первый взгляд, первый в мире аппарат, способный совершать передвижения по поверхности планет. То есть это был планетоход, названный «Луноход-1». Учёными СССР была с успехом реализована данная программа и сделан дальнейший шаг как в так называемой гонке с США, так и в исследовании космоса в целом. Но точно ли этот аппарат был первым в своём роде?

«Луноход-0»

Примечательно, что «Луноход-1», как бы это странным ни было, оказывается, не является первым луноходом, стартовавшим с Земли. Путь к Луне прокладывался довольно долго и тяжело. Учёные СССР прошли через множество попыток и совершали немало ошибок на пути к освоению космоса. И вправду, первопроходцам этих экспедиций наиболее тяжко пришлось в этом плане! Ещё в своё время Циолковский выражал свои мечтания о так называемой «лунной карете», способной самостоятельно осуществлять передвижения по Луне и всевозможные открытия. Знаменитый исследователь был близок к воплощению этого, ведь уже 19 февраля 1969 года стартовала ракета-носитель, названная «Протоном», применяемая и ныне в целях достижения так называемой первой космической скорости, требуемой для вылета на орбиту. Данная ракета предназначена была для отправки межпланетной станции в космос. Однако, аппарат потерпел большую неудачу: сила трения и высокие температуры стали разрушать головной обтекатель во время разгона, и обломочные элементы оказались в топливном баке, вследствие чего произошёл взрыв, а далее последовало полное уничтожение этого аппарата. Данный аппарат как раз и был назван «Луноход-0».

Советские луноходы: что вы точно не знали

«Королёвский» луноход

Примечателен тот факт, что и вышеописанный аппарат не являлся первейшим в своём роде, ведь уже в начале 60-х годов предыдущего века начали проектировать аппарат, призванный осуществлять передвижения по Луне словно радиоуправляемая машинка. В то время как раз проходила так называемая космическая гонка с американцами, начавшаяся ещё в 1957 году. Она и подталкивала учёных заниматься смелой работой по столь сложного рода проектам. Бюро конструкторов Сергея Королёва в то время считалось самым авторитетным, и именно оно взяло на себя программу планетохода. В то время пока не было известно, какова поверхность Луны: твёрдая или покрытая древнейшим слоем пыли. Иными словами, вначале требовалось осуществить проект самого способа передвижения, а затем уже заняться самим аппаратом. Долго пытались понять, как всё это осуществить, и вот остановились на ориентации на твёрдую поверхность и преобразовании ходовой части аппарата в гусеничную, чем и начал заниматься на то время «ВНИИ-100», предназначенный для изготовления ходовых частей танков. Данный проект под своё руководство взял некий Александр Кемурджиан. Данный луноход прозвали «Королёвским», и он чем-то похож был внешне на блестящую черепаху, передвигающуюся на гусеницах из металла и имеющую панцирь в форме полусферы и прямые поля из металла на самом низу, напоминающие кольца Сатурна. Жалко, что этот апапарат так и не выполнил назначенную ему задачу.

Советские луноходы: что вы точно не знали

Выдающийся луноход Бабакина

В 1965 году ввиду излишней загруженности по программе освоения Луны Сергеем Павловичем Георгию Бабакину была передана автоматическая лунная программа. Данное решение Королёвым было принято при тяжёлом сердечном заболевании. Конечно, он привык в делах быть первым, однако, не в состоянии был осилить этот огромный объём работы один, так что было принято решение поделиться обязанностями с кем-то другим. Бабакин успешно сумел выполнить предоставленную ему задачу. В какой-то степени плюсом для него было то, что в 1966 году станция под названием «Луна-9» села на Луну, и исследователи СССР подробнее узнали о поверхности земного спутника. Затем в данный проект были внесены некоторые поправки. Таким образом, была изменена ходовая часть, а также существенно изменился внешний вид. О Луноходе Бабакина в последствии восторженно отозвались люди со всего мира, включая учёных. Казалось бы, ни одно СМИ не проигнорировало такое событие.

Советские луноходы: что вы точно не знали

Каков всё же луноход?

Размеры лунохода доходят до габаритов современного легкового автомобиля, но в остальном он очень различается от упомянутого. Луноход имеет 8 колёс, у каждого из которых отдельный привод, и аппарат тем самым принял свойства вездехода. Он способен был совершать движения вперёд и назад, применяя две скорости, а также поворачиваться на месте и во время движений. Приборный отсек в виде кастрюли имел в себе аппаратуру бортовых систем. Солнечную батарею откидывали словно крышку рояля в дневное время, а ночью закрывали. Данная батарея заряжала все системы. Радиоизотопный тепловой источник с применением радиоактивного распада занимался обогревом оборудования в ночное время при падении температуры с +120 до -170. К слову, сутки на Луне равны 24 земным дням. Предназначение лунохода — изучение химического состава, свойств грунта на Луне и излучений рентгеновского и радиоактивного типа. На аппарате были установлены две телекамеры, одна из которых — резервная, четыре телефотометры, рентгеновские и радиационные приборы для измерения, остронаправленная антенна и прочая техника, разработанная с некой хитростью.

«Луноход-1»

Советские луноходы: что вы точно не зналиОпустим подробности, для которых следовало бы выделить отдельную статью. Вкратце — «Луноход-1» посетил Луну. Людей на нём, конечно же, не было, и доставлен он был туда автоматической станцией. Управление аппаратом производилось прямо с Земли. В составе каждого из экипажей, осуществляющих управление луноходом, было по 5 человек: оператор остронаправленной антенны, водитель, штурман и бортинженер. В обязанности оператора же входило слежение за антенной, обеспечивающей радиосвязь с луноходом. Расстояние от Земли до Луны равняется 400 тыс. км., а радиосигнал, посредством которого была возможность корректировки движения аппарата, преодолевал такое расстояние всего за полторы секунды, однако, изображение с Луны было сформировано зависимо от ландшафтных особенностей за 3-20 сек. Так что получилось такое явление, что при формировании картинки луноход продолжал ещё своё движение, а после появления изображения экипаж обнаруживал аппарат уже находящимся в кратере. Для экипажа эта работа была весьма напряжённой, поэтому ввели сменный график, и экипажи менялись каждые пару часов.

Следовательно, данный аппарат, который был рассчитан всего лишь на 3 месяца службы, на самом деле сумел прослужить 301 суткии. Всего он проехал 10540 м., исследовал 80 тыс. кв. м. Он сумел предоставить за это время большое количество фото и панорамных снимков. Что случилось затем? Тепловой источник радиоизотопного типа растратил свои ресурсы, и аппарат просто-напросто замёрз.

«Луноход-2»

Советские луноходы: что вы точно не знали

Успешность проекта «Луноход-1» вдохновила на разработку новой программы, но уже под названием «Луноход-2». С виду новая разработка практически не отличалась от предыдущей, однако, разработчики произвели усовершенствование. Уже 15 января 1973 года автоматической станцией «Луна-21» аппарат был доставлен на Луну. Он сумел прослужить всего лишь 4 месяца, однако, за такое время им было пройдено 42 км. и проведены сотни измерительных и экспериментальных работ.

Водителем экипажа был Вячеслав Довгань. Он рассказал, что история этого проекта вышла довольно глупой, ведь аппарат пробыл на спутнике Земли лишь 4 месяца. 9 мая Вячеслав сел за штурвал. Они попали в кратер, и тогда система навигации перестала работать. Они не знали, как выбраться оттуда, но в таких ситуациях уже бывали не раз, и обычно просто-напросто закрывали батареи, заряжаемые от Солнца, и без особых проблем в итоге выбирались. Однако, в данной ситуации было приказано не закрывать батарею и выбраться так. Это объяснялось тем, что при закрытии может перестать откачиваться тепло из лунохода и случится перегрев приборов. Как сказал Вячеслав, они попытались выехать, но вдруг ими был зацеплен лунный грунт, а ведь пыль на Луне очень липкая, и аппарат тогда прекратил заряжаться от Солнца в достаточном для функционирования объёме. Вскоре просто произошло его обесточивание, и уже 11 мая от него окончательно пропал сигнал.

«Луноход-3»

Советские луноходы: что вы точно не зналиПосле предыдущего проекта «Луноход-2», а также последующей экспедиции «Луна-24» о спутнике Земли почему-то на долгое время забыли. Суть проблемы здесь была в том, что там преследовались уже не научного плана цели, а больше политическая заинтересованность. В то время как раз завершали подготовку к запуску новинки «Луноход-3», и те экипажи, что участвовали в прежних проектах и получили тем самым неоценимый опыт, были готовы вести новый аппарат на Луну. Он вобрал в в свой функционал все самые выдающиеся свойства и возможности прежних аппаратов, входящих в лунную программу. На его борту установили совершеннейшее на тот момент оборудование и новинки приборов научного назначения. К примеру, можно было похвалиться поворотной стереокамерой. Ныне подобные камеры называют 3D. В настоящее же время «Луноход-3» стоит в музее НПО им. Лавочкина в качестве экспоната. Как несправедливо!

Заключение

Таким образом учёные СССР реализовывали лунную космическую программу. Был как успех, так и неудача. К сожалению, последняя усовершенствованная версия аппарата была доставлена на Луну, но не запущена. Таким образом, экспедиция окончена, как бы это печально ни было, музеем. Так закончилась почти десятилетняя программа по исследованию Луны.

Оставить комментарий
Ваш комментарий
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.

Последние материалы из категории Осваиваем космос

Узнайте, как мерцающие корональные петли в солнечной короне помогают учёным прогнозировать мощные солнечные вспышки. Это открытие улучшает защиту технологий и астронавтов от космической погоды....

16 января 2025

NASA испытания революционной технологии Lunar PlanetVac — «лунного пылесоса». Узнайте, как этот инновационный метод упростит изучение Луны и поможет освоить ресурсы....

09 января 2025

Уникальная миссия NISAR откроет новые горизонты в изучении Земли. Узнайте, как инновационные радары помогут исследовать ледники, леса и даже предсказывать стихийные бедствия....

08 января 2025

Узнайте, как Rocket Lab предлагает снизить затраты и ускорить возвращение марсианских образцов. Их инновационный проект обещает опередить существующие планы NASA....

08 января 2025

Уникальная обсерватория JUNO в Китае изучает тайны нейтрино и антинейтрино. Гигантский подземный детектор на глубине 700 метров готовится к запуску в 2025 году....

04 января 2025

Рентгеновский прибор LEXI от НАСА отправляется на Луну в рамках программы Artemis, чтобы впервые запечатлеть глобальные изменения магнитосферы Земли. Узнайте, как это поможет исследовать космическую погоду и защитить инфраструктуру планеты....

04 января 2025

Уникальное небесное шоу Квадрантид 2025 пройдёт с 3 на 4 января. Пик активности – 120 метеоров в час. Узнайте, как и когда лучше всего наблюдать метеорный поток!...

02 января 2025

знайте, может ли Вселенная быть фракталом, почему её структуры напоминают космическую паутину и как теория фракталов применима к её изучению....

25 декабря 2024

Узнайте, как программа NASA Artemis меняет исследования Луны с помощью инновационных лунных вездеходов. Читайте о тестах, новых скафандрах и миссиях, формирующих будущее космических путешествий....

24 декабря 2024

Китай начал строительство мегасозвездия Guowang, запустив первую группу спутников на ракете Чанчжэн-5B. Проект обеспечит глобальный спутниковый интернет и укрепит экономическое влияние Китая, став конкурентом Starlink....

17 декабря 2024

Ученые предложили теорию, согласно которой темная материя образовалась до Большого взрыва. Модель горячей инфляции объясняет ее происхождение и перспективы проверки гипотезы....

17 декабря 2024

Юбилей миссий «Вега-1» и «Вега-2» Роскосмос отметил публикацией уникальных документов. Узнайте, как советские аппараты изучили Венеру, пролетели мимо кометы Галлея и оставили след в истории космонавтики....

16 декабря 2024