Космические миссии, которые могли обернуться трагедией
История полетов пилотируемого характера в пространство космоса содержит несколько важных трагедий, таких как крушения шаттлов «Колумбия» и всемирно известного «Челленджера», гибель космонавта Комарова на «Союзе 1» и т.д. Подобных случаев, к счастью, было не так уж и много. О каждом из них быстро узнавал весь мир. Но, следует отметить, существуют и такие случаи, о которых практически никто не знает. Это космические миссии, которые могли закончиться трагически, но этого не произошло.
Неудачный полет «Союза 33»
В 1979 году, а точнее десятого апреля, пилотируемый аппарат «Союз» стартовал с космического аэродрома и направился в сторону станции «Салют 6». Именно тогда к космостанции СССР отправился первый астронавт из Болгарии Г. Иванов и русский профессиональный космонавт Н. Рукавишников. Во время полета двигатель «Союза» стал сбоить и тем самым раскачал все судно. Попытки запустить его были безуспешными, поэтому ЦУП приказал астронавтам отдыхать до принятия его руководством решения.
Успокоиться не смог Рукавишников, который переживал за то, что неисправный двигатель может спровоцировать поломку других важных элементов и систем судна. Если бы тогда аппарат остался без основного и запасного (дополнительного) двигателей, его судьба была бы печальной: он просто застрял бы на орбите нашей планеты, заточив экипаж в космосе без кислорода и питания. «Союз» был разработан таким образом, чтобы самостоятельно в определенный момент сходить с околоземной орбиты в ее атмосферу через десять дней после запуска. Проблема заключалась в том, что его запасы кислорода были рассчитаны всего на 5 дней.
В итоге ЦУП разрешил запустить дополнительный двигатель, который, как потом оказалось, был мощнее, чем ожидалось. Из-за этого «Союз 33» совершил сверхкрутой маневр, а его экипаж испытал невероятную нагрузку в 10g. К счастью, все члены экипажа остались живы.
Неудачный старт «Союза Т-10-1»
В 1983 году к старту готовился аппарат «Союз Т-10-1» с В. Титовым и Г. Стрекаловым на борту. Эти космонавты должны были состыковаться с космостанцией «Салют 7». За 90 секунд до старта у вышесказанного корабля прорвало клапан в двигателе. К слову, космонавты тогда уже были на борту пилотируемой капсулы. Топливо разлилось по стартовой площадке и загорелось.
К счастью, капсула «Союза Т-10-1» была собрана таким образом, чтобы ее, при необходимости, можно было в любой момент отсоединить от ракеты и отбросить на внушительное расстояние. Для этого нужно было передать сигнал по специальной мачте, но она тоже загорелась, что усложнило работу спасателей. Огонь быстро добрался до проводов, которые должны были запустить систему отсоединения капсулы. Теперь сделать это можно было только запасным способом: в ЦУП на специальной панели нажать одновременно 2 кнопки. В последние секунды капсулу отсоединили от ракеты. Космонавты были настолько шокированы происходящим, что после того, как капсулу с ними вскрыли, первым делом попросили водки и сигарет, чтобы как-то снять стресс.
Токсичный «Apollo CSM 111»
В 1975 году (17 июля) космический аппарат из Соединенных Штатов с астронавтами внутри «Аполлон» присоединился к советскому судну на орбите нашей планеты. Таким образом, Соединенные Штаты и СССР осуществили первый полет международного уровня в космическом пространстве. После этого «Союз» успешно приземлился, а вот «Аполлону» повезло немного меньше. Практически перед приземлением экипаж вышесказанного судна сообщил о том, что в его кабине присутствует некий желтый газ, из-за которого они не могут дышать. Он раздражал глаза и легкие, вызывал кашель. Потом оказалось, что этим газом являлся тетроксид азота –сверхопасное вещество, которое может спровоцировать летальный исход, если вдыхать его в больших количествах. Раньше данный тетроксид входил в состав топлива.
Ситуация усложнилась тем, что капсула «Аполлон» приземлилась не на ту сторону, заблокировав астронавтов в ловушке. Некоторые из экипажа теряли сознание. Отважный астронавт Т. Стаффорд попытался добраться до кислородных спасательных масок и запустил систему вентилирования. К счастью, спасатели успели вовремя извлечь членов экипажа, благодаря чему все они остались живы.
История «Восхода 2»
Восемнадцатого марта в 1965 году А. Леонов впервые «прогулялся по космосу», надев новый скафандр. После этого его стали называть героем СССР, но никто почему-то не упоминал сложности, которые пришлось ему пережить.
Все началось с того, что после первой космической прогулки Леонов не смог войти в «Восход 2» так, как это необходимо было сделать по правилам (вперед ногами). Его скафандр заметно раздуло, после чего космонавт попросту не смог поместиться в люк вышесказанного аппарата. Ему пришлось спускать воздух из скафандра. Принять такое решение было непросто, так как после этого у космонавта оставалось всего 40 минут для того, чтобы зайти в корабль. Из-за повышения нагрузки температура у Леонова подскочила. На последних минутах он проник в шлюз, но на этом неприятности, как оказалось, только начинались.
«Восход» приземлился в опасном месте — сибирском лесу, переполненном хищными животными. Холод окончательно выбил космонавтов из сил. Чтобы спастись от обморожения, им пришлось раздеваться догола и в буквальном смысле выливать пот из своих спецодежд. Спасатели и медики прибыли только на следующий день. К счастью, космонавты достойно выдержали и это испытание.
«Союз 5»
Вышесказанный корабль с несколькими космонавтами на борту запустили в 1969 году, пятнадцатого января. Он присоединился к «Союзу 4», после чего два космонавта совершили очередной выход в открытое космическое пространство. Потом «Союз 4» успешно приземлился, а «Союз 5» чуть не потерпел крушения при входе в атмосферу.
Аппарат с пилотом вышеописанного «Союза 5» после нагревания не смог нормально отделиться от основного. Из-за этого аппарат вошел в атмосферу неправильно — не тепловым защитным щитом вперед, а люком, через который должны были выходить космонавты после приземления. Резиновые элементы конструкции люка быстро загорелись, космонавты внутри капсулы начинали мысленно прощаться с жизнью. К счастью, высокая нагрузка при падении перевернула модуль, что и спасло космонавтов. Парашюты капсулы распустились вовремя, обеспечив мягкую и сравнительно безопасную посадку.
Инцидент с «Аполлоном 13»
Как известно, трагедии с тринадцатым «Аполлоном» удалось избежать благодаря смелости и находчивости. Новость о данном происшествии быстро разлетелась по всему миру. Однако практически никто так и не узнал о том, что ракета «Сатурн 5», которая применялась при запуске, почти полностью вышла из строя. Причиной тому посчитали пого-колебания — повторяющиеся вибрации, которые имеют свойство самостоятельно усиливаться. Такие колебания вызываются ракетными двигателями, работающими на жидких видах топлива.
Вышесказанные колебания появились после того, как у «Сатурна 5» запустилась вторая ступень. Они оказались необычайно мощными, их сила была в разы больше диапазона измерительных систем. Остановить их удалось только после отключения центрального двигателя. Позже оказалось, что пятый «Сатурн» был на волосок от смерти, так как колебания такой мощности могли привести структурному катастрофическому отказу. На все аппараты подобного рода, которые выпускались в дальнейшем, устанавливали специальные супрессоры, которые улавливали и подавляли пого-колебания.
«Восток 1»
Первый полет пилотируемого типа в космическое пространство осуществился на борту «Востока 1» Ю. Гагариным, как известно. Произошло это двенадцатого апреля в 1961 году. Во время повторного влета в атмосферу, когда аппарат с космонавтом необходимо было спустить на Землю, спускаемый модуль не получалось отделить от основного служебного. Аппарат закрутило в атмосфере, придав тепловой атаке чувствительный люк «Востока». Спустя 10 минут модули отделились друг от друга, что и спасло Гагарина, после чего его модуль принял правильное положение (тепловым щитом вперед).